АВТОРИЗАЦИЯ
Эл.почта
Пароль
 
  Зарегистрируйтесь!

СТАТИСТИКА
Количество отзывов: 2956
Количество фотографий: 7595
Туристы: 35982
Турфирмы: 1966

 

 

 

 

 

 

Нетания – Иерусалим – Мертвое море – Тель-Авив

Вячеслав

Дата поездкиконец июня 2007
Страна   Израиль
ОтельGinot Yam, Tsell Harim, AMI
ТурфирмаВанд Интернешнл тур
Оценка курортухорошо
Оценка турфирмехорошо

На этот раз неделя отпуска образовалась внезапно. Перебрав несколько вариантов, остановился на Израиле. Так как до отъезда оставалось около двух недель, что примерно равно сроку изготовления визы, пришлось бронировать тур без предварительного изучения Интернета и путеводителей. Этим объясняются некоторые погрешности в маршруте, которые отняли немало времени, но не особенно испортили впечатление от отпуска и вообще от страны.

Я был в Израиле с 17 по 24 июня 2007 г. Ездил через туроператора Ванд. Принимающая сторона - Люкс-Тревел. Маршрут был следующий: четыре ночи в Нетании (отель Ginot Yam ), три ночи на Мертвом море (отель Tsell Harim ) и последняя ночь в Тель-Авиве (отель AMI ). Перелет туда авиакомпанией ГТК "Россия" (самолет ТУ-154м). Обратно Эль Аль (Боинг-757). Время в пути 3,5 часа. В программу тура входили две экскурсии из Нетании: обзорная по Тель-Авиву с посещением алмазной биржи (я на нее не ездил, вместо этого самостоятельно посетил Иерусалим) и "Иерусалим трех религий". За отдельную плату на месте купил у принимающей стороны экскурсию "Галилея христианская".

Я не являюсь большим знатоком истории христианства. Этот рассказ всего лишь несколько дополненные и приведенные в порядок мои путевые заметки. Имеющаяся здесь историческая информация взята из рассказов гидов, путеводителей и Интернет-сайтов. А описание исторических и святых мест на настоящий момент – то что я видел своими глазами. Поэтому не стоит рассматривать этот текст как научный и тем более религиозно-философский труд.

Нетания

Все три дня пребывания в Нетании я уезжал из города рано утром и приезжал вечером, поэтому удалось познакомиться только с вечерней жизнью этого курорта. Однако когда приезжал засветло, пару раз искупался в море. Большая часть городского пляжа общественная. Пляж песчаный, оборудован навесами и лежаками. Имеются спасатели. Вода была теплая, но довольно-таки сильные волны.

Берег спускается к пляжу крутым обрывом, вдоль кромки которого проложен красивый променад. Центральная улица города на подходе к набережной тоже пешеходная, с множеством магазинов и кафе под открытым небом. Народ гуляет до позднего вечера. Вообще, в городе царит приятная расслабленная курортная атмосфера.

Отель Гинот Ям расположен метрах в пятидесяти от набережной и в пяти минутах ходьбы до ближайшей лестницы – спуска на пляж. Номера не отличаются чистотой, новизной отделки и оборудования. Но на мой взгляд вполне пригодны для проживания. Этот недостаток компенсируется доброжелательным персоналом, по большей части выходцами из экс-СССР. Первое впечатление от Израиля – сплошь и рядом звучащая на улицах русская речь. Даже в банкоматах наряду с ивритом и английским можно выбрать русский язык. За пределами бывших советских республик такого я не видел больше нигде.

Самостоятельная поездка в Иерусалим

Хотя в тур входила экскурсия в Иерусалим, на следующий после прилета день я самостоятельно поехал туда. Во-первых, не все христианские святыни, которые хотелось посетить входили в программу экскурсии. А во-вторых, хотелось побывать в Храме Гроба Господня в спокойной обстановке. Утром автобус от автостанции Нетании до центрального автовокзала Иерусалима по пробкам ехал два с половиной часа. В восемь вечера обратный путь занял час сорок. Двадцатиминутная прогулка по центральной улице современного Иерусалима Яффо и я у стен Старого города.

Ни с чем несравнимое ощущение, когда осознаешь, что по этим улицам ходил Иисус, здесь Он взошел на Голгофу, а потом воскрес. Причем это не некоторое абстрактное "здесь", а конкретные места, которые можно посетить. Наши предки-паломники годами шли пешком, чтобы поклониться этим местам. Но после роскоши православных храмов России, нарочитая внешняя скромность Старого города производит какое-то особое впечатление, которое невозможно описать словами. Весь город в пределах крепостных стен состоит из множества плотно прилепившихся друг к другу приземистых строений, облицованных одинаковым серо-коричневым камнем. Из общей массы выделяются только минареты мечетей. Этот облик – дань временам мусульманского владычества, когда законодательно запрещалось строить церкви и синагоги выше мечетей.

Старый город состоит по большей части из множества монастырей, религиозных школ, благотворительных миссий и представительств христианских организаций. Они перемежаются с жилыми домами, где живут в основном арабы. Как и положено любому арабскому городу, узкие улочки Старого Иерусалима представляют собой сплошной базар под открытым небом, что на первый взгляд не очень вяжется со статусом великой святыни. Но если вдуматься, это отчасти передает атмосферу, которая скорее всего царила в городе в евангельские времена. Затрудняют перемещение по Старому городу назойливые "хелперы", которые постоянно спрашивают что вы ищете и настойчиво предлагают свои услуги в качестве гидов.

Осмотр Старого города я начал с того, что прошел по улице Виа Долороза – Крестному Пути Иисуса Христа. Улица начинается с того места, где Иисуса осудили на смерть (сейчас это двор одной из мечетей) и кончается в гробнице, куда Он был положен и где воскрес на третий день (ныне Кувуклия в Храме Гроба Господня). Места, где Христос останавливался на своем пути (т.н. "станции") помечены круглыми табличками с римскими цифрами. Большая часть этих остановок отмечена часовнями и храмами с символическими изображениями происходивших там событий. Но некоторые – просто мемориальными досками на зданиях. Всего станций 14 (последние 4 находятся в Храме Гроба Господня и табличками не помечены) но не все христианские конфессии признают все из них. Крестный Путь изобилует помнящими Иисуса остатками римских колонн, раскопками фрагментов древней мостовой, по которой Он шел, и прочими подобными реликвиями. Но, как и большая часть старого города, на основном своем протяжении представляет собой рынок под открытым небом.

Потом я поднялся на колокольню расположенной около Храма Гроба Господня церкви. С нее открывается великолепный вид на Старый город, Сионскую и Гефсиманскую горы и окрестности.

Храм Гроба Господня, главная святыня христианского мира, уникален еще и тем, что в одном храмовом здании представлены шесть разных христианских конфессий. Как и другие святыни Старого города снаружи выглядит на удивление скромно. Внутри храма сосредоточено множество священных реликвий, каждая из которых в отдельности могла бы привлечь тысячи паломников. Перечислю те, которые удалось увидеть:

Камень Миропомазания – мраморная плита, на которую положили снятого с креста Иисуса. Находится в зале при входе в храм. На ней принято освящать кресты и иконы.

Голгофа – обычно ее представляют как достаточно высокую гору. На самом деле это небольшое возвышение. Сейчас она стала частью внутреннего пространства Храма Гроба Господня. Туда можно подняться по мраморной лестнице на высоту примерно равную высокому второму этажу. Место, где стоял крест Христа, отмечено золотым диском под православным греческим алтарем. В путеводителе сказано, что отмечены также места крестов двух разбойников, но я их не нашел. Сквозь прозрачные фрагменты пола видна каменистая порода Голгофы.

Кувуклия – основное место притяжения христиан всего мира. Над пещерой, где был погребен и где воскрес Христос, построена часовня, находящаяся под куполом огромного главного зала Храма гроба Господня. Этакий храм внутри храма. Отстояв небольшую очередь, можно войти сначала в предел Кувуклии, а затем через низкий вход в саму пещеру. Около Кувуклии принято зажигать от Благодатного огня продающиеся в храме связки свечей, гасить и брать с собой. А вместе с ними брать и частичку великой благодати этого места.

"Пуп земли" ничем не примечательная внешне каменная ваза в греческом пределе храма отмечает мистический центр вселенной в понятии христиан. По одной версии именно на этом месте Бог создал Адама. По другой, это просто точка, равноудаленная от Голгофы и гробницы Христа.

Часовня Обретения Св. Креста – расположена в старой подземной каменоломне, куда можно спуститься из одного из пределов Храма Гроба Господня. Именно здесь, по преданию, византийская императрица св. Елена обнаружила три креста, три гвоздя и табличку.

С общим убранством храма интересно контрастирует оформленный в новаторском стиле предел, где ведут свои службы католики.

Даже в столь святом месте приходится лицезреть своеобразный памятник человеческой разобщенности. Один из пределов представляет собой обугленные стены и немым укором смотрящий на людей лик Пресвятой Богородицы с обгоревшей иконы. Это последствия пожара аж 1808 года. Дело в том, что права на этот предел оспаривают две христианские конфессии и поэтому ни одна из них с тех пор и до сего дня просто не имеет права приступать к его восстановлению.

Немного погуляв по улочкам Старого города, вышел за пределы его стен и отправился на Гефсиманскую (или по-русски Масличную) гору. На этой горе тоже находится множество христианских святынь. Я добрался туда под вечер, некоторые монастыри уже были закрыты, но самые известные удалось посетить:

Подземный греческий православный храм Успения Пресвятой Богородицы расположен у подножья Гефсиманской горы на месте погребения Марии. Кроме самой пещеры-склепа в его подземных залах находится чудотворный образ Иерусалимской Божьей Матери.

Недалеко, за огромным католическим Храмом Всех Наций расположен Гефсиманский сад, сейчас территория католического монастыря. Сохранился камень, на котором Иисус молился до кровавых слез перед арестом. Как и в те времена, в саду растут оливковые деревья.

Французский католический монастырь Патер Ностер (Отче Наш) находится на месте, где Иисус учил своих учеников этой молитве. Стены его многочисленных построек оформлены текстом молитвы "Отче наш ..." на десятках разных языков мира.

Кроме храмов и монастырей Гефсиманская гора застроена арабскими кварталами. Как рассказала в последствии гид в ответ на мой вопрос, это кварталы бедноты. Хотя по размеру и внешнему виду стоящих там коттеджей этого не скажешь.

На вершине Масличной горы находится большой русский женский монастырь Вознесения (известный также под названием Русская Гефсимания). Издалека видна его высокая колокольня, так называемая "Русская свеча". Как и Гефсиманский сад, территория монастыря засажена оливковыми деревьями. Однако само место, где вознесся Христос, находится за пределами стен монастыря. Оно отмечено маленькой круглой часовней. Внутри можно увидеть камень, на котором Иисус стоял перед вознесением на небеса. Часовня находится во дворе небольшой мечети. С дороги на нее указывает только неприметная вывеска.

Вечер этого дня я посвятил прогулке по улицам современного Иерусалима. В том числе посетил пешеходную улицу Бен Иегуда – отдаленный аналог нашего Арбата, и большой базар Махане-Иегуда находящийся на улице Яффо по пути к автовокзалу.

Экскурсия "Иерусалим трех религий"

Я заранее ознакомился с программой этой экскурсии на сайте туроператора. Поэтому свою самостоятельную поездку в Иерусалим построил так, чтобы она не пересекалась с предстоящей экскурсией. Только Храм Гроба Господня посетил дважды.

Экскурсия началась с посещения Храмовой горы. От остального Старого города с его узенькими улочками и тесно прилепившимися друг к другу строениями, она разительно отличается просторной свободной площадью. Там расположены две мечети. Мечеть Аль-Акса – третья по значению святыня Ислама. Как и христианские святыни Иерусалима, снаружи тоже выглядит достаточно неброско. Иное дело мечеть "Купол Скалы", ее отделанные яркими мозаиками стены и грандиозный золотой купол эффектно выделяются на фоне серо-коричневой застройки старого города. Посетить эти мечети могут только мусульмане в сопровождении специального гида. Остальная часть экскурсионной группы довольствовалась внешним осмотром. Еще одна достопримечательность Храмовой горы – Золотые или Парадные ворота. Некогда они были главными воротами на территорию Еврейского Храма. Через них в Иерусалим входил Христос. Во времена турецкого владычества Золотые ворота были заложены и по преданию откроются тогда, когда на землю придет Мессия.

С Храмовой Горы пешком по старому городу дошли до Храма Гроба Господня. По пути потратили полчаса на сувенирный магазин с ценами раза в три выше, чем на те же вещи в соседней лавке. В экскурсию входил достаточно подробный осмотр Храма. Посетили все вышеперечисленное за исключением часовни Обретения Креста.

Обед (за отдельную плату) проходил в трапезной старинного православного монастыря на окраине Иерусалима, недалеко от границы Палестинской автономии. Представлял собой шведский стол с довольно-таки посредственной арабской кухней. После обеда наш автобус подъехал к границе, и мы смогли увидеть знаменитую разделительную стену.

Полюбовались великолепным видом на старый город со смотровой площадки на склоне Масличной горы. Затем отправились к главной святыне еврейского народа – Стене Плача. Это все, что осталось от Еврейского Храма, разрушенного римлянами. Строго говоря, это даже не стена храма как такового, а подпорная стена холма, на котором он стоял. Опять тот же самый иерусалимский контраст между духовным значением места и его внешним обликом. Если не знать, что значит эта стена для миллионов людей, на вид ничем не примечательная кладка из огромных камней. Сотни молящихся стоят у стены приложив к ней ладони. Множество записок с просьбами к Богу в стыках между камнями.

Последний пункт экскурсии – Сионская гора. Там мы посетили гробницу царя Давида. Его саркофаг находится в стенах неприметной на вид синагоги. Вплотную к ней расположено место, где проходила тайная Вечеря Иисуса с Его учениками. Горница, в которой происходило это событие, была воссоздана крестоносцами. Потом в ней была мечеть, а сейчас это пустое помещение с остатками алтаря.

Экскурсия "Галилея христианская"

По пути из Нетании в Назарет проехали окраины Тель-Авива и библейскую долину Армагеддон, место последней битвы добра со злом.

В Назарете посетили католический Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Огромное новаторское здание храма построено в середине прошлого века на месте более раннего. Интересны металлические двери с барельефами на библейские темы и верхняя часть купола, выполненная в форме маяка. Главная святыня храма – пещера, где жила Дева Мария. По версии католической церкви, именно там к Ней явился ангел с Благой Вестью. Сейчас в пещере находится алтарь нижней церкви. Выше расположен огромный предел с иконами и статуями Богородицы – дарами разных стран. Внимание привлекает мозаичная икона Японской Богоматери и экзотически выглядящие статуи Девы Марии – дары Китая и Филиппин.

После стандартных сорока минут в стандартном туристическом сувенирном магазине со стандартно бешенными ценами двинулись дальше. Проехали Кану Галилейскую. Из окна автобуса могли видеть церковь, стоящую на мете, где Христос совершил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадебном пиру. Дальше наш путь пролегал по живописным горам с великолепными видами на озеро Кинерет (или так называемое Галилейское море).

Следующая остановка – место для совершения ритуала омовения в реке Иордан. Вообще-то это не то место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса. То находится на территории современной Иордании. Власти этой страны пускают туда паломников только раз в год на праздник Крещения. Поэтому Всемирный Совет Церквей выбрал для ритуалов омовения другое, более удободоступное место на территории Израиля. По крайней мере, такую версию рассказала наш гид.

Река Иордан совсем небольшая, в ширину метров десять. Но глубина достаточная, чтобы не доставать ногами дна. Недалеко от места омовения у поверхности воды стояли приличных размеров сомы. Вряд ли их разводят там специально, так как евреи считают эту рыбу некошерной.

За местом для омовения ухаживает еврейский кибуц. Там все хорошо благоустроено, есть удобный спуск в воду и раздевалки с душевыми. Можно приобрести специальную длинную рубаху для омовения и взять напрокат полотенце. Вода в реке теплая. Войдя в реку, по традиции принято три раза окунуться с головой. После омовения рубаха становится святыней, ее нельзя стирать, а только высушить.

Обедали в туристическом ресторане на окраине города Тверии, расположенного на берегу озера Кинерет. Цена обеда в стоимость экскурсии не входила. Вполне качественная еврейская кухня. "Гвоздь программы" – так называемая рыба Святого Петра, обитающая в озере Кинерет.

После обеда посетили католическую церковь Умножения Хлебов и Рыб, расположенную на месте, где Иисус совершил чудо насыщения пяти тысяч человек пятью ломтями хлеба и двумя рыбами. Современный храм построен на остатках раннехристианской церкви. Пол покрыт великолепно сохранившейся мозаикой 5-го века. В храме находится камень, на котором сидел Христос, когда совершил это чудо.

Последняя остановка экскурсии была на горе Блаженств – месте Нагорной Проповеди Иисуса Христа. Сейчас там католический монастырь. На территории монастыря разбит великолепный сад, из которого открывается хороший вид на озеро Кинерет. Современный храм интересен в архитектурном плане: его купол имеет форму огромного колокола, а алтарь расположен в центре.

Качество работы гидов на обеих экскурсиях было хорошим. Обе хорошо знают историю и умеют интересно рассказывать о ней.

Мертвое море

Путь из Нетании в курортный поселок Эйн-Бокек на берегу Мертвого моря лежит через Тель-Авив, Иерусалим, и далее по Иудейской пустыне, становящейся все более безжизненной, по мере продвижения на юг. Около часа потратили в магазине одной из фабрик косметики Мертвого моря, расположенном где-то в сорока минутах езды до конечной цели. В самом поселке подобных магазинов полно, причем как того же, так и множества других производителей. Цены правда не сравнивал за ненадобностью. Большая часть группы из нашего автобуса ехала дальше, в Эйлат, к Красному морю. На Мертвом у них была только полуторачасовая остановка для купания.

Ландшафт вокруг Мертвого моря напоминает окрестности египетского Шарм Эль Шейха. Тот же лунный пейзаж, те же безжизненные красновато-коричневого цвета горы. Жара стояла жуткая, значительно больше 40°. Как мне показалось, тамошний климат переносится тяжелее, чем в Шарм Эль Шейхе. Возможно дело в повышенном атмосферном давлении (это самая низкая точка на поверхности Земли, на 400 м ниже уровня моря) или чрезвычайной сухости воздуха. А может быть, просто сезонный фактор (в Шарме я был два раза в сентябре). Забегая вперед скажу, что на обратном пути автобус делал остановку у кафетерия в окрестностях Иерусалима. И тамошние 30° показались мне благословенной прохладой.

Мертвое море кажется не очень большим. Несмотря на постоянную дымку от испарений, отчетливо виден противоположный иорданский берег. Его вода совершенно прозрачна, так как в ней не обитает никаких организмов. Человек плавает в ней как пробка, не погружаясь. Действительно без труда можно лежать на спине и читать газету, как это показано на многих рекламных фотографиях. Вода очень теплая, как мне показалось, теплее температуры тела. Дно, вместо камней, устлано круглыми соляными кристаллами где-то 2- 3 см в диаметре.

Другая известная картинка из рекламы – люди, вымазанные черной грязью. В поселке, где я был, пляжи обычные песчаные, никаких грязей на них нет. Грязь завозят в бочках и раздают всем желающим в полиэтиленовых пакетах. В отеле, где я останавливался, она бесплатна.

На одной из радиостанций, я слышал посвященную отдыху в Израиле рекламную передачу. В ней утверждалось, что благодаря толстому озоновому слою и постоянным соляным испарениям на Мертвом море невозможно обгореть на солнце. Похоже, это тоже миф. Ощущение на коже от пребывания на солнце примерно такое же, как обычно в этих широтах. Многие отдыхающие пользуются солнцезащитными кремами. Хотя скорость обгара до мяса на себе не тестировал.

Безусловно, Мертвое море – уникальный и интереснейший природный объект, который стоит посетить, оказавшись в Израиле. Но находиться в воде можно не более 15-20 минут два-три раза в день. Возникает вопрос, что делать остальное время. Поселок Эйн Бокек со всех сторон окружен пустыней и находится вдалеке от основных достопримечательностей страны. Там имеется штук пятнадцать отелей, пара торговых центров с косметическими и сувенирными магазинами, несколько ресторанов и Макдоналдс. По берегу моря до соседнего, еще меньшего поселка проложен обсаженный деревьями, оборудованный фонарями и скамейками променад. Расстояние примерно десять километров. Даже с наступлением темноты эта прогулка требует запасов питьевой воды.

Чтобы получить лечебный эффект, на Мертвом море надо провести неделю, а лучше две. Поэтому, на мой взгляд, останавливаться на Мертвом море на 2-3 дня особого смысла не имеет. Лучше съездить туда с однодневной экскурсией. К тому же такие экскурсии включают в себя посещение интересного исторического объекта – крепости Массада, которую мне осмотреть не удалось.

Отель Цель Харим состоит из одноэтажных домиков с несколькими номерами в каждом. Номер мне достался просторный, чистый, с исправным и достаточно современным оборудованием. Был (как и во всех остальных отелях этой поездки) кондиционер. Отель произвел впечатление гораздо более высокого класса, чем в Нетании и Тель-Авиве, хотя имеет те же три звезды. Впрочем, это ожидаемо от курортного ресорта по сравнению с городскими отелями. В цену входил ужин – шведский стол. Кухня вполне приличная.

Тель-Авив

С Мертвого моря в Тель-Авив я приехал вечером, а на следующий день у меня было только утро перед отлетом. Поэтому осматривал город во "внеурочное" время, когда многие достопримечательности закрыты.

Отель Эми находится через проезжую дорогу на второй (или если считать приморский бульвар – третьей) линии от пляжа. Идти где-то 10 минут, считая подземный переход. Отель представляет собой типичный городской трехзвездочник с маленькими, но чистыми и прилично для своего класса оборудованными номерами.

Пляж и проходящий вдоль него променад многолюдны, особенно в субботу вечером, когда я приехал. Народу гораздо больше, чем в Нетании. Вечером дошел по променаду до старинного города Яффа, сейчас ставшего частью разросшегося Тель-Авива. Утром повторил этот путь, чтобы осмотреть это замечательное место при свете дня.

Яффа – это переплетение узеньких улочек, застроенных старинными домами с мастерскими художников. Есть несколько красивых площадей и парк с отличными видами на море и новый Тель-Авив. Колорит городку придает то, что он расположен на холмистой местности и многие улочки представляют собой лестницы. Немало красивых старинных православных и католических храмов, а также мечетей.

Город интересен в историческом плане. Во времена крестоносцев он был их основным портом, воротами в Святую Землю. А в евангельские времена здесь в доме Симона Кожевника останавливался Святой Петр. До сих пор в городе функционирует небольшой старый порт, которым пользуются рыбаки и прогулочные суда и над которым возвышается давно уже не работающий маяк. На территории города имеется несколько площадок археологических раскопок.

На осмотр современного Тель-Авива у меня осталось минимум времени. Нашел описанные в путеводителе улицы, застроенные домами в стиле "баухауз", благодаря которым Тель-Авив попал, ни много ни мало в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Этот архитектурный стиль на меня особого впечатления не произвел, вполне стандартная застройка начала-середины прошлого века. Но в целом город на первый взгляд понравился. Архитектурный облик показался каким-то более жизнерадостным, чем отделанные одинаковым серо-коричневым камнем современные районы Иерусалима.

Подведу краткий итог своего рассказа. Израиль предстал передо мной удивительной страной и близко не похожей ни на одну из тех, где побывал до этого. Конечно, благодаря множеству расположенных там великих христианских святынь, но не только. Это высокоразвитая страна западноевропейского образца, за короткий по историческим меркам срок построенная на Ближнем Востоке. И соответственно впитавшая в себя черты и специфику этого непростого региона. В получившийся и без того странный сплав свои "ингредиенты" добавили выходцы из самых разных стран мира от Северной Африки до Советского Союза. В общем, страна меня "зацепила".

Я был в Израиле в разгар очередного кровавого конфликта в Секторе Газа. Но это не имело никакого видимого отражения в других регионах страны, по крайней мере, на взгляд туриста. Вообще, атмосфера показалась мне вполне спокойной, конечно насколько можно судить об этом за столь краткий визит.

Понравилась еврейская кухня. Блюда не слишком острые и соленые, но при этом и не безвкусные. В кафе и ресторанах подают огромные порции. Поэтому, хотя цены на первый взгляд европейского уровня, на самом деле питание обходится значительно дешевле.

Собираясь летом в Израиль, ожидал столкнуться с испепеляющей жарой. Таковая была только на Мертвом море. В остальных районах страны, где я был и где сосредоточена большая часть исторических достопримечательностей, погода была вполне приемлемая. Около 30°, если выше, то ненамного. Средиземноморское побережье, северная часть страны (Галилея) и окрестности Иерусалима представляют собой не пустыню, а скорее степь, перемежающуюся лесопосадками и цитрусовыми садами. В горных районах растут леса. Но все равно, природа Израиля показалась мне какой-то блеклой и выцветшей, особенно по сравнению с любимой мной Юго-Восточной Азией.

Наконец об упомянутых в начале рассказа погрешностях в маршруте. Маршрут всех моих поездок из Нетании (два раза в Иерусалим и в Галилею) пролегал через окраины Тель-Авива. Соответственно за день я проделывал путь Нетания – Тель-Авив два раза, туда и обратно. А это от 40 минут до полутора часов (если по пробкам) в один конец. В Нетанию из аэропорта и на Мертвое море из Нетании ехал тоже через Тель-Авив. Так как на море в Нетании я все равно не отдыхал, уезжал на целый день, гораздо рациональнее было бы остановиться в Тель-Авиве или, возможно, в Иерусалиме. Как бы я организовал свою поездку сейчас, так сказать "с высоты увиденного"? Купил бы тур с проживанием в Тель-Авиве всю неделю. К тому же он стоит гораздо дешевле. Или, еще лучше, поискал вариант с проживанием все время в Иерусалиме (не знаю, правда, насколько меня бы это устроило по цене). На Мертвое море бы съездил с однодневной экскурсией или с экскурсией на два дня с одной ночевкой (если такая бывает).



Комментарии

Пока комментариев нет.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии к отзывам.
Если вы уже зарегистрированы - выполните вход на сайт

О САЙТЕ ОТЗЫВЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ
© ОТДОХНУЛИ 2003-2018
Добавить отзыв    Служба поддержки